КАЗАХСТАН
100 тенге 2016 года
"КЫРКЫНАН ШЫГАРУ"
серия: "Обряды, национальные игры Казахстана"
Аверс: В центральной части на орнаментальном фоне изображён герб Республики Казахстан. В нижней части число "100" и надпись "ТЕҢГЕ", обозначающие номинал монеты. В левом и правом секторе зеркально изображён элемент национального орнамента. По окружности надпись "ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ" на государственном языке и "РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН" на русском языке.
Реверс: В центре монеты запечатлён эпизод национального обряда қырқынан шығару. В левой части – логотип Национального Банка Республики Казахстан. По окружности надпись "ҚЫРҚЫНАН ШЫҒАРУ" на государственном языке, число "2016", обозначающее год чеканки.
Особенностью обряда «қырқынан шығару», что в переводе означает «вывести из сорока дней», является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек ̶ на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная).
В обиходной жизни казахского народа цифры семь, девять, тридцать, сорок один – считаются благодатными и сакраментальными. В связи с этим, существует официальный обряд «Қырқынан шығару». Этот день можно считать Днем рождения ребенка. Т.е только после 40 дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни. По обычаю, не принято смотреть на новорожденного ребенка до сорока дней.
Суть обряда заключается в купании младенца в сорока одной доле (ложке) воды. Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое. Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией.
Непосредственные участники церемонии (кто подстригает ногти, кто подстригает волосы, кто купает, кто вытирает и т.д) купают ребенка приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты и кумалак. У ребенка подстригают волосы и ногти, которые по традиции, зашиваются в кусок материи и пришиваются к одежде ребенка как оберег. Волосы и ногти можно постричь самим, после приема гостей, а во время официального обряда, имитируют это действие. Оберег можно положить или прикрепить на полку с детским бельем.
После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца. Кумалак рассыпают в сторону гор, лучше, где земля не затаптывается (т.е не бросать под ноги).
Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась).
После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.