СИЛЕНД, княжество - 10 долларов 2024 года (53) "2С4 ТЮЛЬПАН", серия: "Денацификация Украины" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

СИЛЕНД, княжество - 10 долларов 2024 года (53) "2С4 ТЮЛЬПАН", серия: "Денацификация Украины"

Дата выпуска: 2024

Металл: Латунь

Тираж: 1 500 шт.

Диаметр: 30 мм

Вес: 15 гр

Толщина: 2,1 мм

Гурт: рифлёный

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: ?

№ по каталогу Краузе: KM# -

Количество:

+ -

Описание товара:

СИЛЕНД, княжество

10 долларов 2024 года

(53)

"2С4 ТЮЛЬПАН"

серия: "Денацификация Украины"

Аверс: В центре расположен Герб княжества. Полукругом по краю монеты размещены надписи: вверху - название страны-эмитента и год выпуска: "PRINCIPALITY OF SEALAND 2024"; внизу - номинал: "TEN 10 SEALAND DOLLAR".

Реверс: В центре изображён российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ - СУ-35. Чуть ниже справа расположено его название: "СУ-35". По краю монеты отчеканено название серии на английском языке: "IN HONOR OF THE LIBERATION OF UKRAINE FROM THE NAZIS" (В ЧЕСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ ОТ НАЦИЗМА). Внизу по центру расположена буква "Z", внутри которой находятся буквы: "Z  O  V" и дата начала спецоперации: "24.02.2022".



24 февраля 2022 Президент РФ Путин В.В. объявил о начале специальной военной операции в связи с ситуацией в Донбассе. 

Решение вынужденное. Оно принято в соответствии с нормами международного права. Обстановка на юго-востоке Украины накаляется с каждым часом. Как отметил глава государства: цель операции – защита людей. На протяжении восьми лет идет геноцид против мирного населения Донбасса.


2С4 «Тюльпан» (индекс ГАБТУ — объект 305) — советский 240-мм самоходный миномёт особой мощности.  

Разработан на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г.С. Ефимов, 240-мм миномёта 2Б8 — Ю.Н. Калачников. «Тюльпан» предназначен для уничтожения укреплённых зданий, фортификационных сооружений, скоплений живой силы и вооружения и военной техники противника, а также уничтожения объектов и целей, поражение которых другим артиллерийским орудиям недоступно.

История создания
В 1945 году закончилась Вторая мировая война, к тому времени на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ. Основным применением таких САУ было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н.С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В 1964 году был проведён теоретический анализ, результаты которого показали, что использование самоходной артиллерии совместно с командно-штабными машинами существенно снижает время выполнения огневой задачи, а также уменьшает количество привлекаемого личного состава в артиллерийских группировках и обслуживающих машин в дивизионе.

С отставкой Н.С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году Министром обороны СССР была утверждена программа развития артиллерийского вооружения, предусматривающая разработку комплексов состоящих из командно-штабных машин и самоходных артиллерийских орудий. В 1966 году в ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова была начата разработка нового 240-мм самоходного миномёта, а в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609—201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка ОКР под наименованием «Тюльпан» (индекс ГРАУ — 2С4).

Головным разработчиком 2С4 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, миномёт 2Б8 проектировался в СКБ Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина. Вследствие высокой силы сопротивления откату в 400 тс было решено произвести разгрузку шасси САУ и в боевом положении миномёт устанавливать на опорную плиту, упирающуюся в грунт. В период с мая по июнь 1969 года было закончено изготовление первых трёх опытных образцов, а к 20 октября были завершены заводские испытания, после чего опытные образцы были направлены на полигонные испытания. После завершения испытаний в 1971 году самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» был принят на вооружение Советской армии. «Тюльпан» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 240-мм буксируемых миномётов М-240.

Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» выполнен по оригинальной безбашенной схеме с открытой установкой орудия. Корпус машины сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. За сиденьем механика водителя установлено рабочее место командира машины с поворотной башенкой. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. В средней части корпуса установлены механизированные укладки барабанного типа для размещения возимого боекомплекта. По обеим сторонам укладок вдоль бортов размещены сиденья членов экипажа. По правому борту в передней части находится сиденье оператора, в задней — наводчика. По левому борту установлено сиденье оператора. В кормовой части корпуса установлены два топливных бака. На верхнем кормовом листе корпуса установлены балки с шарнирами, на которых закреплена артиллерийская часть самоходного миномёта. Миномёт 2Б8 имеет два положения — походное и боевое. В походном положении плита с миномётом размещены на крыше корпуса. В боевом — миномёт откидывается назад с помощью гидравлической системы и устанавливается на плиту, упирающуюся в грунт.

Основным вооружением является казнозарядный 240-мм миномёт 2Б8. Миномёт крепится рамой опорной плиты к балкам на верхнем кормовом листе корпуса шасси 2С4. Для грубой наводки в вертикальной плоскости (выставление прицела) и заряжания миномёта используется гидросистема. В горизонтальной плоскости и для точной наводки (выставление точных значений прицела и угломера) используется ручной привод. Заряжание миномёта происходит при горизонтальном положении ствола. Из механизированных боеукладок мина подаётся на направляющие, после чего оператор снаряжает мину необходимым зарядом, затем производится автоматическая досылка выстрела в канал ствола. Для заряжания с грунта миномёт 2С4 оборудован специальной лебёдкой. Выстрел производит наводчик орудия при помощи специального выносного пульта. Возимый боекомплект «Тюльпана» составляет либо 20 фугасных артиллерийских мин, либо 10 активно-реактивных. Максимальная скорострельность при угле возвышения 60° и среднем положении ствола — 1 выстрел за 62 секунды.

В основной боекомплект миномёта 2Б8 входят фугасные мины 53-Ф-864 с максимальной дальностью стрельбы в 9,65 км, а также активно-реактивные мины 3Ф2 с максимальной дальностью стрельбы в 19,69 км. В 1982 году на вооружение 2С4 был принят корректируемый снаряд «Смельчак». Кроме того, для 240-мм миномётов М-240 и 2С4 разработаны: зажигательные мины «Сайда», снаряжённые напалмом и образующие устойчивые очаги возгорания на площади 7850 м² вокруг центра разрыва снаряда, кассетные мины «Нерпа», снаряжённые осколочно-фугасными боевыми элементами 3ОФ16, ядерные снаряды мощностью 2 килотонны в обычном и активно-реактивном варианте, а также нейтронные снаряды «Смола» и «Фата». Дополнительно самоходный миномёт 2С4 оборудован 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира, углы вертикального наведения составляют от −6° до +15°, а горизонтального — от 164° влево до 23° вправо. Для личного оружия расчёта миномёта предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. Для борьбы с бронетехникой противника в корпусе САУ имеются крепления для противотанкового гранатомёта РПГ-7В. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов, 18 ракет к сигнальному пистолету и 2 гранаты для противотанкового гранатомёта.

Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Для наведения миномёта 2Б8 используется панорамный прицел МП-46М. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций и рельефа местности. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Двигатель и трансмиссия
В 2С4 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У семейства В-46 жидкостного охлаждения с иннерционным наддувом мощностью 520 л. с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 62,8 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть
Ходовая часть 2С4 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С4 — индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы.