КАНАДА - 1 доллар 2022 года "ОСКАР ЭММАНУЭЛЬ ПИТЕРСОН" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

КАНАДА - 1 доллар 2022 года "ОСКАР ЭММАНУЭЛЬ ПИТЕРСОН" (цветная)

Дата выпуска: 14.10.2022

Металл: Трехслойная латунированная сталь с селективным окрашиванием

Тираж: ? штук (в т.ч. в наборах - 100 000 штук)

Диаметр: 26,5 мм

Вес: 6,27 гр

Толщина: 1,75 мм

Гурт: гладкий

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Королевский канадский монетный двор

№ по каталогу Краузе: KM# -

Состояние: UNC (из ролла)

Примечание: на фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

КАНАДА

1 доллар 2022 года

"ОСКАР ЭММАНУЭЛЬ ПИТЕРСОН"

(цветная)

Аверс: В центре – портрет королевы Елизаветы II вправо, по краю монеты полукругом размещена надпись: слева – ELIZABETH II, справа от портрета - D G REGINA. Внизу по центру отчеканен год выпуска: "2022".

Реверс: В центре изображён Оскар Питерсон, сидящий за пианино и исполняющий свой мощный гимн гражданских прав «Гимн свободе». Выше присутствуют музыкальные ноты и символы аккордов из этого произведения. Ниже - имя джазового пианиста: "OSCAR PETERSON" и инициалы дизайнера: "VD" (Valentine De Landro). Полукругом размещены надписи: вверху - название страны-эмитента "CANADA", внизу - номинал монеты "DOLLAR". На монете в 1 доллар с избирательным цветом любимый цвет Петерсона (фиолетовый) передает радость и любовь к музыке, которые проявлялись каждый раз, когда он играл.

Примечание: Монета 11-тиугольной формы

Дизайнер аверса: Susanna Blunt, Susan Taylor

Дизайнер реверса: Valentine De Landro (обозначение - VD)



Оскар Эммануэль Питерсон (англ. Oscar Emmanuel Peterson; 15 августа 1925, Монреаль, Квебек, Канада — 23 декабря 2007, Миссиссога, Онтарио, Канада) — канадский джазовый пианист, композитор, руководитель трио, преподаватель и один из самых выдающихся пианистов — виртуозов джаза.

Биография
Родился в семье вокзального носильщика. Рано обнаружил интерес к музыке. Первые уроки Оскару давала старшая сестра. Отец обучил его игре на тромбоне и пианино, когда ему было около 6 лет. Однако, перенеся туберкулёз в раннем возрасте, Питерсон вынужден был продолжить игру только на фортепиано (врачи запретили играть на духовых инструментах).

В 14 лет стал призёром конкурса (устроенного местной радиостанцией) молодых талантов и получил право регулярно выступать в радиошоу.

Дебютировал Оскар Питерсон в 1944 году в канадском джаз-оркестре Джонни Холмса (Johnny Holmes).

Первые записи музыканта вышли в Канаде в середине 40-х годов. И хотя они свидетельствовали о появлении технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен Норман Гранц, почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.

С 1949 года участвовал в концертах-турне «Джаз в филармонии» по Соединенным Штатам Америки.

В 1953 году гастролировал по Европе со своим трио, в состав которого с 1951 года входили контрабасист Рэй Браун (Ray Brown) и гитарист Ирвинг Ашби (Ashby Irving). Позднее Ашби сменяет Барни Кессел (Barney Kessel), а его в свою очередь меняет Херб Эллис (Herb Ellis). В 1955 году аккомпанировал Элле Фицджеральд во время её гастролей по Англии и Шотландии.

Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 года. После ухода Херба Эллиса Питерсон делает смелый поворот: меняет гитариста на барабанщика Джина Гамаза (Gene Gamage), лишая себя преимуществ оригинального ансамбля.

В 1959 году Гамаза сменяет Эд Тигпен (Ed Thigpen). В этом же году снялся во французском музыкальном фильме «Les Tricheurs». После этого преподает в джазовой школе Нью-Йорка, участвует в 1-м канадском джаз-фестивале в городе Торонто, выступает на джаз-фестивале в Чикаго. Все 50-е годы по опросам читателей и критиков ведущих джазовых изданий входит в число ведущих джазовых пианистов. Трио Питерсона с Рэем Брауном и Эдом Тигпеном стало самым популярным ансамблем в карьере пианиста.

В начале 60-х годов открыл в Торонто (Канада) Продвинутую школу современной музыки, представил в 1964 году свою композицию Canadian Suite. Ежегодно продолжал гастролировать с концертами в США и Европе. Наиболее яркими из выступлений Питерсона в 60-е годы были его новые совместные выступления с Эллой Фицджеральд.

В 1965 году Эда Тигпена заменяет барабанщик Луис Хэйес (Louis Hayes), а контрабасист Сэм Джонс (Sam Jones) в 1966 году приходит в трио на смену Рэю Брауну. После ухода Луиса Хэйеса в 1967 году в трио приходит Бобби Дахэм (Bobby Durham).

Сотрудничал со многими выдающимися джазменами, в числе которых — Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер, Луи Армстронг, Стэн Гетц и другие. Записывал дуэты с Каунтом Бэйси. В 1969 году записал студийный альбом «Motions and emotions», в котором трио аккомпанировал симфонический оркестр; оркестровки песен А. К. Жобина, Г.Манчини, Битлз и других шлягеров выполнил Клаус Огерман, который выступил на аудиозаписи также как дирижёр.

В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, гитарист Джо Пасс и другие.

Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.

В 1993 году перенес инсульт, после которого стал выступать редко и играл только правой рукой.

Его многочисленная дискография включает записи с трио, с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем, Бадди Де Франко, Коулменом Хокинсом, Modern Jazz Quartet, Кларком Терри, Сонни Ститтом и т. д.

В 2004 году одна из центральных площадей в Торонто была названа его именем.

В 2007 году состояние его здоровья ухудшилось. Он отменил свои планы выступить на джазовом фестивале в Торонто и концерте всех звезд Карнеги-Холла, который должен был быть дан в его честь. Скончался от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему было 82 года.

Личная жизнь
Питерсон был женат четыре раза. У него было семеро детей от трех его жен. Он курил сигареты и трубку и часто пытался избавиться от этой привычки, но каждый раз, когда бросал, набирал вес. Он любил готовить и оставался крупным на протяжении всей своей жизни.

Творчество
Пианизм Питерсона отличала «красочность», соединенная с феноменальной техникой исполнения, что подчеркивает его сходство с Артом Тейтумом. В его игре слышалось влияние Эрролла Гарнера, Нэт Кинг Коула, Тедди Уилсона и Джорджа Ширинга (George Shearing). Игру Питерсона отличал мощный драйв и гибкость, позволявщая ему сочетать яркие сольные пассажи с тонкой аккомпанирующей игрой. Полнота звучания рояля, сочность туше, легкость и естественность бега, разнообразие звуков от блюзовых всплесков до оркестрового рокота сделало многие пьесы, исполненные Оскаром Питерсоном, образцами фортепианной джазовой классики.

В основе его творчества — элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (записал альбомы с песнями популярных американских композиторов, — Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других). По мнению критика Джеймса Коллиера, творчество Оскара Питерсона помогло «сделать джаз более доступным».

Джазовые этюды Питерсона (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования.

С этим товаром покупают